В каком возрасте лучше начинать изучать иностранные языки?

На тему изучения иностранных языков вопросов много. Сегодня хочется поговорить о детях. – В каком…


На тему изучения иностранных языков вопросов много. Сегодня хочется поговорить о детях.

– В каком возрасте лучше начинать изучать иностранные языки?

– Тут зависит прежде всего от ситуации. Если родители говорят на разных языках – то с рождения. Если нет, то можно в любое время. Но стоит учитывать, что так называемый сенситивный период освоения языка как такового (т.е. возраст, когда человеку это дается проще всего, само собой) по разным оценкам от рождения до 7-9 лет. В этом возрасте ребенок впитывает язык как губка. Да, губки тоже бывают разные – кто-то к двум годам говорит предложениями, а кто-то в три года таинственно укает. Но тем не менее к 7 годам все дети, с кем говорили, на родном языке говорят.

В каком возрасте лучше начинать изучать иностранные языки?

Это не означает, что если в этом возрасте не начал учить язык, то никогда не выучишь. При желании язык можно выучить в любом возрасте. И не один! Но это вопрос прикладываемых усилий. С возрастом их требуется заметно больше.

– И все же, если мы говорим о детях, какой это возраст?

– Желательно, чтобы ребенок уверенно себя чувствовал в родном языке. На мой взгляд, 4-5 лет в самый раз.

– Итак, если мы решили, что хотим начинать изучать язык в 4-5 лет, что делать? Куда бежать? Можно ли обучать самому?

– Прежде всего нужно определиться с целями – чего мы хотим и чего мы вообще можем добиться от ребенка в таком возрасте. Если Вы переезжаете в другую страну и Вам нужен язык этой страны, можно либо заранее начать ежедневное погружение (желательно, но не всегда реально), либо уже на месте. Ребенок, приходя в садик, где все говорят на незнакомом для него языке, сначала тушуется, но за 1-4 месяца осваивается и вполне овладевает основным запасом, через какое-то время этот язык может стать для него родным.

Если же мы никуда не едем, а просто хотим, чтобы ребенку было проще освоить какой-то иностранный язык, то так убиваться вряд ли стоит. Вы можете пойти на какие-то английские занятия, можете сами дома с ребенком играть, ставить песенки, фильмы и говорить на иностранном языке. Только нужно понимать, что для дошкольников обычное обучение – за книжкой, со странными текстами, упражнениями, алфавитом не подходит. Таким обучением можно достичь совсем не той цели.

– Постойте, а какая у нас цель при изучении языка дошкольниками?

– Вот, вопрос очень правильный. А целей у нас несколько.

В каком возрасте лучше начинать изучать иностранные языки?

Первая – создать позитивный образ языка. Чтобы ребенок язык полюбил. Думаете это не важно? Хм, как сказать. Вот попробуйте выучить язык, который Вам не нравится, бесит? По себе знаю, задачка мягко говоря не из легких. Обычно если с образом не повезло, во взрослом возрасте приходится прилагать колоссальные усилия сначала чтобы язык полюбить, а потом уже освоить. А в детстве через игру, песни, мультики эта задача решается легко.

Вторая – чтобы ребенок на языке заговорил, он должен много его слышать. Так дети заговаривают в принципе. А в детстве есть еще хороший шанс автоматически получить хорошее произношение. Представляете, его не надо «ставить», у детей оно ставится само (но сильно не сразу, наберитесь терпения). Поэтому второй плюс – вполне приличное произношение.

Третья цель – отсутствие языкового барьера. Вам самому знакома такая проблема – все знаю, но ничего сказать не могу. Почему? И страшно (учительница ругала за ошибки), и привычки нет (а откуда ей взяться если в школе запомнил, что говорить себе дороже), и коряво получается – нужно все с русского переводить. Так вот, чтобы не переводить, можно сразу начинать осваивать язык по беспереводным методикам. Чтобы иностранные слова связывались с картинками, действиями, а не с русскими словами.

Получается, что целей у нас несколько. Они все достойные. Как видите, тут нет собственно цели чтобы говорил. Заговорит, дайте срок. Кто-то довольно быстро, кому-то нужно дольше впитывать. Тут задача отпустить этот момент. Не требовать от ребенка, чтобы он тут же что-то говорил. Иначе можете разрушить позитивный образ и создать языковой барьер.
Еще обратите внимание, у нас нет таких целей как выучить алфавит, научиться читать на иностранном языке или даже писать. Мы все это успеем в школе, в дошкольном возрасте много других весьма важных задач. О них я уже писала.

– А как понять, на какие занятия иностранным языком ребенка стоит водить, а на какие нет?

– Мне кажется, это уже должно быть понятно из предыдущих вопросов. Однозначно, методика преподавания должна быть игровой. Лучше всего беспереводной и без раннего изучения алфавита, чтения и т.д. Это лишнее. Кроме того, занятия должны быть в группах – так легче играть. Репетиторы тут не подойдут.

– Ну и последний вопрос – всем ли детям стоит так рано начинать изучать иностранный язык?

– Ну, это личное дело родителей. Но если Вы имеете в виду противопоказания, то тут нужно следовать здравому смыслу, прислушиваться к своему ребенку. Если у него очень плотный график – днем садик, по вечерам занятия, в неделю всего один свободный вечер и Вы его хотите занять иностранным языком – вряд ли стоит. Психическое здоровье дороже.

Или если ребенок очень поздно начал говорить на родном языке и у него до сих пор скудный словарный запас – наверное, стоит повременить. То же самое если ребенок стоит или стоял на учете у невролога – нужно отнестись внимательно и очень пристально наблюдать за реакцией. Вдруг его организм отчаянно работает над компенсацией какой-то недуга, а Вы ему еще добавите проблем? Может не справится.

В целом я повторяю: внимательность к ребенку и здравый смысл Вам в помощь.

Удачи! И пусть путешествие Вашего ребенка в новый мир иностранного языка будет захватывающим и интересным.