Особенности американской езды

“В России две беды – дураки и дороги” – ироническая поговорка, практически доказывающая справедливость другой…


“В России две беды – дураки и дороги” – ироническая поговорка, практически доказывающая справедливость другой – “в каждой шутке есть только доля шутки…”

Мы, россияне, давно уже привыкли к тому, что дороги в России плохие и что где-то там в Европах и Америках все с этим в порядке, а у нас вот так как есть. Т.е. у большинства отношение к российскому состояние дорог негативное, основное на личных наблюдениях, рассказах других и другой информации. Так что же такое дороги, правила дорожного движения, какие они бывают в Америке и, что, собственно говоря такого “другого” может быть, по сравнению с нашими – попробую объяснить основываясь на своих собственных наблюдениях.

Масштаб. В Америке и так все большое и много, а дорог тем более. Вот например как выглядит с высоты дорожная развязка в аэропорту Сан-Франциско

И это выход на Freeway. Т.к. дорог много и они часто пересекаются то вот эти пересечения поражают своими размерами и количеством. В России все просто трасса Москва-Казань или Москва-Санкт-Петербург, а сходятся они все в одной точке – государстве в государстве городе-герое Москва, однако дорожные развязки на МКАД выглядят несколько попроще

Freeway – это шоссе, по нашему, обычно многополосная (4-5 в каждом направлении) дорога, с разделительной полосой в виде бордюрного или другого ограждения. На Freeway-ях нет светофоров и пешеходных зон, дорога обычно отгорожена ограждением особо укрепленным, если проходит в жилых зонах или там где на дорогу могут выбегать животные. Ходить по Freewayю нельзя и просто негде, обычно есть место где можно остановиться в случае неисправности авто. Выходы на Freewayях – это эстакады, а не обычные перекрестки для того чтобы поток машин плавно вливался или выливался из основного движения. Для наглядности картины – МКАД можно сравнить с Freeway-ем.

Городские дороги в большинстве своем многополосные с разделительной полосой, как правило в провинциальных городках типа того, где мы живем несколько основных улиц имеют такую конфигурацию. Вот фото дороги не могу сказать что это дорога с оживленным движением – это край города, обычный жилой район. Ну и маленькие дороги обычно по 2-3 полосы для двух направлений разделенных разметкой.

Качество дорог. Ожидая увидеть на дорогах «паркет» я был немного разочарован увидев небольшие трещины или отремонтированные участки в виде кусков асфальта другого цвета. Однако «на ощупь» они оказались гораздо лучше как показалось на первый взгляд. Если дорога отремонтирована – это обычно не заметно при езде, отличить отремонтированные участки можно по цвету. Если есть трещинки они ощутимы только зрительно, на качество езды они особо не влияют – в общем можно слышать, но не чувствовать их. И самое приятное – не надо напряженно вглядываться вперед готовясь к встрече с неожиданно возникшим кирпичом, или дырой в асфальте диаметром 40 см и глубиной 20. Этого на дорогах нет. Какой бы низкой не была подвеска вашего автомобиля риск зацепить что-нибудь на дороге минимален, если только задеть о бордюр при парковке. Видно что за состоянием полотна постоянно следят и проводят очень хороший ремонт, поддерживая дорогу в отличном состоянии. Пожалуй самое страшное препятствие с которым можно встретится при езде – животные. Их много и они бесстрашны, нужно всегда помнить об этом, чтобы не задавить хомячка или не врезаться в оленя.

Еще одна примечательная черта калифорнийски дорог – разметка. Незатейливый список нескольких правил разметки, цветов бордюра, составляют добрую половину правил дорожного движения. Вторую половину составляют правила проезда перекрестков. Дороги не перегружены знаками, они правильно размечены, и интуитивно понятно что можно делать, а что нельзя. Совершенно не надо лихорадочно вспоминать за сколько метров начинается или кончается действие того или иного знака, или вычислять в пучине развешенных знаков, что ж можно предпринять в данной ситуации, чтобы тебя не оштрафовали. Из знаков на дороге обычно встречает восьмиугольный STOP (самый популярный знак), поворот или разворот запрещены и Signal Ahead (впереди перекресток регулируется светофором). Реже встречается перевернутый треугольник уступи дорогу – это наверно 99% знаков которые можно наблюдать при езде. В остальных случаях все просто понятно по разметке. Дороги всегда размечены на полосы, при подъезде к перекрестку направление движения по той или иной полосе обозначено крупными стрелками, изображенными прямо на полосе, перекрестки обычно имеют несколько светофоров для регулирования движения в каждом направлении. В Калифорнии дополнительно к разметке, в дорогу вмонтированы катафоты – они светятся ночью в свете фар белым светом, если вы движетесь в правильном направлении и красным, если вы случайно (или не случайно) выехали на полосу встречного движения. Интересный момент – нет знаков запрещения обгона, связано это с тем, что всегда есть разметка и обгон, как таковой, выполняется редко. Заняв какой-либо ряд на дороге, машины очень редко (в отношении к метаниям наблюдаемым на российских дорогах) меняют полосу движения.

Скорость движения в жилых зонах и вблизи большого скопления людей обычно ограничена 25м/ч (40 км/ч), по городу 40м/ч (64 км/ч) а на Freeway-е 65м/ч (104 км/ч). С учетом возможности автомобилей и состояния дорожного полотна скорость для Freeway-я явно низковата. В Германии на автобане вообще нету ограничения скорости, а тут – только хочешь разогнаться и на тебе – 65 миль в час. Вообще все едут обычно быстрее, чем ближе полоса к центру дороги тем больше скорость движение по ней – в среднем по самой быстрой едут со скоростью 80 миль в час, с краю – грузовики и не особые торопыги – 50..65. Вообще если ехать 70 то это нарушение правил, поскольку правила разрешают движение не более чем максимально разрешенная скорость, а она обычно 65. Тут нет такого как в российских правилах превышение более 10 км в час 20ти и т.п. Едешь 70 – нарушил, но по рассказам местных жителей обычно начинают штрафовать за превышение 75. Разогнаться до 100 миль в час и более считается очень серьезным нарушением. Я поначалу ездил 85-90 и сдерживал меня от дальнейшего разгона только тот факт, что остальные участники движения едут заметно медленнее, что само по себе выглядело подозрительным.

Еще одна странность, дифференциация крутизны автомобиля не влияет особо на скорость и качество движения. Я на своей Toyota Corola с двигателем 1.8L могу и еду точно также как мерседес в соседней полосе с мотором 4.3L, с той лишь разницей, что мерседес потребляет в 2 раза больше бензина и может разогнаться до 100 миль час в 2 раза быстрее чем моя. Полезность последнего факта весьма сомнительна, потому, что – разгоняться быстро практически никогда не нужно – зачем? В России это жизненно необходимо – обогнать ползущий в гору КамАЗ и не встретиться лоб в лоб с несущимся тебе навстречу по встречной полосе неожиданно появившемся откуда ни возьмись гонщиком серебряной мечты российского автопрома.

Ну и самое примечательное это низкий процент дураков на дорогах. При таком гигантском количестве машин – ничтожное, по сравнению с российским произволом, количество аварий и аварийных ситуаций. Признаться честно, за более чем полугодовое прибывание в Америке и большом количестве времени проводимом в машине, я, пожалуй, наблюдал только одну серьезную аварию с серьезными повреждениями. В обед поехали с коллегой куда-то на машине и неожиданно обнаружили пробку в том месте, где обычно ее никогда не бывает, так и есть авария – две пожарные машины полностью перекрыли движение в обоих направлениях. Пока мы стояли подъехало с примыкающих дорог штуки 3 скорых и полицейские, которые достаточно быстро начали разруливать движение так, что пробка начала рассасываться, авария произошла на регулируемом перекрестке – явно один из участников проехал на красный свет. Пострадавших было несколько человек – судя по количеству носилок. Кто-то вылетел из машины через заднее стекло, видать серьезно пострадали люди, когда мы проезжали этот перекресток в небе появился вертолет, видимо для быстрой эвакуации.

Пара слов о пожарных – они всегда приезжают первыми по вызову 911, т.е. не имеет значение, что случилось пожар, инфаркт или автомобильная авария – сигнал о помощи подается пожарным, в скорую помощь и полицию. Работают быстро и профессионально, могут оказать первую медицинскую помощь на месте, проворные, профессиональные ребята, вызывающие уважение. Ну и как полагается в подобных ситуациях, коллега рассказал историю как был эвакуирован в больницу пожарными с хоккейного котка, где он сломал ногу, а я не забыл упомянуть человечный поступок чебоксарских миллиционеров на второй день после моей свадьбы…

Я не могу сказать, что тут все ездят по правилам, конечно бывает, что подрезают, не смотрят в зеркала или нагло лезут перед тобой в пробке, но это исключение, а не правило. В целом американцы очень вежливы на дорогах, если они видят, что ты не можешь выехать на дорогу, потому что должен пропустить всех – обязательно остановятся и пропустят тебя. Про пешеходов это вообще отдельная песня – я по российской привычке, что все пешеходы шарахаются от приближающихся автомобилей, по началу чуть не задавил парочку на парковке. Но мне повезло, да да, ведь если в автомобильной аварии пострадает человек, говоря по русски – виновник за всю жизнь не расплатится.

Как резюме могу сказать, что автомобильное движение в Америке выглядит комфортней и безопаснее по сравнению с приключением при передвижении в России.